«S.T.Á.L.K.E.R.: Тень Черно́быля», ранее известная как S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost (рус. S.T.A.L.K.E.R.: Утерянное забвение[9]) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица с элементами RPG и survival horror, разработанная и выпущенная украинской компанией GSC Game World для Microsoft Windows в 2007 году. За пределами СНГ издателем выступила американская компания THQ. Действие игры происходит в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Игра заимствует ряд терминов и образов из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» и основанного на ней фильма Андрея Тарковского «Сталкер»; многие уровни игры были созданы на основе фотографий и документальных съемок, сделанных на реальной Чернобыльской АЭС и в окрестностях. В соответствии с сюжетом игры, в результате новой катастрофы вокруг электростанции появились опасные «аномалии» и мутанты, а также чудесные «артефакты». В Зоне действуют «сталкеры» — авантюристы, наемники и охотники за артефактами, как одиночки, так и целые вооруженные группировки; главный герой игры, Меченый — один из таких сталкеров, потерявший память и пытающийся на пути вглубь Зоны выяснить, что с ним произошло.
«Тень Чернобыля», изначально носившая название Oblivion Lost и задуманная как научно-фантастический проект в духе «Звёздные врата», создавалась как игра с открытым миром; разработчики намеревались поместить игрока в живущую собственной жизнью экосистему, в которой игровые ситуации возникали бы в результате случайного взаимодействия разных составляющих. Игра была выпущена после длительного и затрудненного периода разработки; многие амбициозные, но трудновыполнимые замыслы были со временем отброшены . Будучи шутером от первого лица, игра также включает в себя элементы, более характерные для компьютерных ролевых игр, в том числе общение с неигровыми персонажами, а также для жанра survival horror, нередко пытаясь внушить игроку чувство страха и тревоги.
Игра получила высокие оценки критиков — обозреватели особо отмечали проработанный мир игры и увлекательный геймплей, хотя и указывали на большое количество технических проблем и сетовали на невыполненные обещания разработчиков. «Тень Чернобыля» также оказалась коммерчески успешной — по всему миру было продано свыше 2 миллионов копий игры. В 2008 году GSC Game World выпустила в серии игр S.T.A.L.K.E.R. игру-приквел «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», а в 2009 — сиквел «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти»; в разработке находится игра S.T.A.L.K.E.R. 2. В странах постсоветского пространства игра и её продолжения приобрели культовый статус с появлением сплоченных групп поклонников; было создано большое количество книг, объединённых общим вымышленным миром игры, и пользовательских модификаций; проводились разного рода фестивальные мероприятия и ролевые игры. Популярность «Тени Чернобыля» также подстегнула интерес к реальной Чернобыльской АЭС и индустриальному туризму.
Превосходно у разработчиков получились и horror-элементы. «Зона» регулярно преподносит сюрпризы — новые необычные аномалии, разнообразных монстров, обезображенные ландшафты. Несколько раз приходится спуститься под землю, в недра разнообразных комплексов и лабораторий — и там начинается самый натуральный кошмар.
А вот графика совсем не поражает — движок выглядит очень красиво, но это уже давно не последнее слово компьютерных технологий.
Отметить хочется, разве что работу дизайнеров и художников — нарисовано все приятно, со вкусом. Другой плюс — S.T.A.L.K.E.R. отлично идет на сравнительно слабых компьютерах, не тормозя и выдавая при этом отличную картинку.
На неплохом уровне находится и геймплей. Да, фанаты «ролевки» будут разочарованы — здесь нет ни системы развития персонажа, ни сложных, разветвленных диалогов. Зато для любителей пострелять — самое то. Схватки в S.T.A.L.K.E.R. динамичны, сложны и увлекательны. Главная проблема — некоторая «слабость» игрока. Оружия, боеприпасов и аптечек мало, а противный параметр «выносливость» готов в самый неудачный момент лишить героя возможности бега или даже вообще заставить остановиться на месте на несколько минут. Врагов почти всегда много, и убиваются они с трудом — искусственный интеллект неплохо «понимает» карту, умеет прятаться и старается действовать в группе. К счастью, многие задания приходится выполнять вместе с союзниками, которые с радостью возьмут на себя роль пушечного мяса. Но вот когда остаешься один — становится реально сложно.
Итак, на сегодняшний день легче посчитать тех, кто не играл или не слышал об игре S.T.A.L.K.E.R., чем заняться полезными делами, например, перестать считать тех, кто не играл или не слышал об игре S.T.A.L.K.E.R.
Атмосфера – именно она делает S.T.A.L.K.E.R. S.T.A.L.K.E.R.-ом.
Это не просто openworld-shooter с возможностью одевать персонажа в крутые костюмы — это трагедия, переплетенная с суровой реальностью.
В таких играх геймер понимает, насколько важны все эти мелочи графической части игры, а именно отлично воссозданной обстановки постапокалиптической ядерной пустоши «по отечественному».
Стиль, единый стиль трагедии произошедшего и пессимистичности грядущего
в этой радиоактивной местности отражен в разрушенных деревенских домиках, фонящих автомобилях, разъеденном асфальте и едкой гамме ржавчины, преследующей игрока постоянно.
Рыжие деревья, трава, мутанты, воздух — гнетущее зрелище, говорящее: лучше уже не будет, так что съешь эти консервы, не открывая, салага, и приготовься мрачно продираться сквозь аномалии на пути к заветной мечте.
Именно воссоздание грамотной атмосферы и поспособствовало столь значимому успеху, которого достигла первая часть игры, и именно поэтому я не стал описывать геймплей и прочие детали игры, ведь вы все итак прекрасно их знаете.
Дата выхода: 20 марта 2007 года.